Обслуживание пассажира на борту частного самолета – это зона ответственности стюардессы. Сюда относятся: предполетная подготовка, обслуживание во время полета и постполетный сервис. Иными словами – весь перелет лежит на плечах стюардессы. Поэтому на этапе подготовки к путешествию очень важно обратить внимание на профессиональные навыки и психологические особенности будущего бортпроводника.
Какими психологическими особенностями должна обладать бортпроводница, и за что она должна быть ответственна на борту самолета?
1. Знание кодекса поведения во время полета
Бортпроводница должна четко знать правила поведения в полете с членами воздушного судна и пассажирами, а также систематично проходить курсы повешения квалификации. Ей необходимо знать правила безопасности, обладать навыками общения с vip-пассажирами и умениями разрешать возникшие конфликтные ситуации на борту.
2. Совместимость с экипажем
Стюардесса должна быть психологически совместима с летным экипажем. Иначе, на борту самолета может быть напряженная обстановка, и могут случаться конфликтные ситуации, что, в свою очередь, повлияет на качество полета.
3. Психологические качества
Бортпроводница должна быть готова к ненормированному графику работы, уметь действовать в нестандартных обстоятельствах и обладать следующими психологическими особенностями: стрессоустойчивость и коммуникабельность, а также знать правила этикета.
4. Сервис на борту и встреча пассажиров
Стюардесса всегда должна встречать пассажиров. Летом – у трапа самолета, зимой - в салоне.
В список основных обязанностей бортпроводника входит: приветствие и представление экипажа, помощь в размещении, обеспечение свежей прессой, игрушками (детей), напитками «Welcome Drink», осибори (горячими или холодными). А также - проверка АСС/АСО (доклад КВС о неисправностях), проверка чистоты самолета (уборка), отслеживание работоспособности аэрошоу, фоновой музыки, системы водоснабжения, сливов и смывов и т.д.
5. Passenger profile
Опытная стюардесса должна иметь в своем распоряжении анкету предпочтений пассажира – Passenger profile.
В нее входят:
- предпочтения по питанию (конкретные блюда, виды кухни, диеты и ограничения);
- горячие напитки (особые сорта чая /кофе, способ приготовления и подачи);
- алкоголь (любимые марки);
- персональные особенности (психологический портрет, привычки, манеры);
- особенности обслуживания (курение, пожелания по режиму пребывания на борту, способы обращения к пассажиру);
- детали (любимые/нелюбимые запахи, цвета, музыка, виды цветов, фильмы, особая посуда и т.п.).
Подобная информация предоставляется бортпроводнику персональным помощником заказчика рейса по электронной почте или по телефону.
6. Организация питания
В случае, если у заказчика нет особых вкусовых пожеланий, стюардесса организовывает питание по своему усмотрению, опираясь на собственные знания высокой кухни и мировой гастрономии, а также на особенности страны, из которой будет совершаться вылет.
7. Знание особенностей сервировки
Профессиональная бортпроводница хорошо разбирается в особенностях сервировки стола, как правильно подавать блюда, приборы, а также владеет искусством plate art.
8. Навыки сомелье
Профессиональная бортпроводница должна обладать навыками сомелье и хорошо знать весь ассортимент имеющихся на борту алкогольных напитков, а также индивидуальные предпочтения пассажиров. Стюардесса должна следить, чтобы алкоголь был в нужном количестве и подавался при необходимой температуре.
9. Оформление салона
Бортпроводник должен хорошо разбираться в основных видах оформления салона. Это целевое украшение (цветы и цветочные мини-композиции, свежая пресса, журналы, выбор DVD/CD, настольные игры, Welcome Table & Credenza, пледы и подушки, тапочки и носки, косметические и спальные наборы, приятные ароматы, фоновая музыка и т.д.) и тематическое украшение (воздушные шары, елка, праздничные свечи, поздравительная открытка и т.д.)
10. Безопасность курящих пассажиров
В зоне ответственности стюардессы и соблюдение курящими пассажирами правил безопасности во время полета (на «курящих» бортах). Запрещено курить - во время дозаправки, взлета и посадки. Стюардесса меняет пепельницу после каждого окурка.
11. Оказание первой медицинской помощи
Важное качество стюардессы – ее профессионализм в экстремальных случаях. Она должна уметь оказывать первую помощь, а также иметь аварийно-спасательные навыки и опыт психологической поддержки пассажиров в стрессовых ситуациях.
*Основано на материалах семинара Клуба «Бизнес Авиация»